Родителям

Тема "Осень"




Тема: Весна. Животные и растения весной.



1. Какое время года наступило? (наступила весна). Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий. (март, апрель, май). Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка)

2. Расскажи, чем занимаются люди весной на полях, в садах и огородах. Какие инструменты люди используют для работы в садах и огородах? (копают землю, готовят грядки для посадки растений, удобряют почву, пересаживают рассаду, сажают цветы и деревья, белят стволы деревьев, защищая их от насекомых, на полях готовятся к севу пшеницы и т.д. инструменты: лопата, грабли, лейка, пила, кисть)

3. «Назови ласково»: сад – садик, огород – ………, грядка – ……, яблоня – ……, солнце – ……., ручей – ………, лужа – ……., дерево – ………., проталина – ……..

4. Скажи наоборот: тепло – холодно, сыро – …… (сухо), грязно – ………, пасмурно – ………, светло – ……., день – ……. утро – ………., дождливо – …….

5. Подобрать как можно больше слов:

ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т.д.

ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза,………….

ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, …….

6. Исправь предложение:

СОЛНЦЕ СВЕТИТ, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ТЕПЛО.

7. Вспомни и назови, кто у кого детеныш и птенец.

У медведицы – ……….. у барсучихи – ……….

У лисицы – ……………. У волчицы – ………….

У зайчихи – …………… У ежихи – …………….

У скворчихи – ………….. У сороки – ……………

У грачихи – ……………..

 

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ПОДСНЕЖНИК, ОДУВАНЧИК, МАТЬ – И – МАЧЕХА. Назови одним словом, что это. (Цветы). Эти цветы появляются весной, значит это ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ. Определи количество слогов в словах: ЦВЕТОК, ПОДСНЕЖНИК, ОДУВАНЧИК.

2. Вспомни и расскажи, какие части есть у цветка, для чего они нужны. (Корень, стебель, листья, бутоны, цветы)

3. Подбери по 3 слова – определения к данным словам:

Одуванчик (какой?) – желтый, высокий, красивый
Подснежник (какой?) – нежный, ароматный, ……..
Мать – и – мачеха (какая?) – душистая, ……………..

4. Ответь по образцу:

1 подснежник – 2 подснежника – 5 подснежников

1 одуванчик – ………………………………………..

1 цветок – …………………………………………….

1 стебелек – ………………………………………….

1 листочек – …………………………………………

Тема ВЕСНА
Расскажите детям о признаках весны

Проговорите с ребёнком чистоговорки на тему Весна







Новый Год

1. Ответить на вопросы:

  • Какой праздник приближается? (Приближается Новый год)
  • Кто придет в гости к детям в этот праздник?
  • Что наряжают на этот праздник?
  • Вокруг чего дети будут водить хоровод?

2. Ответь по образцу:

  • Игрушки для украшения елки – какие? – елочные.
  • Шары из стекла – какие? - ………….. (стеклянные)
  • Флажки из бумаги – какие? - ………….(бумажные)
  • Зайцы из пластмассы – какие? - ……..(пластмассовые)
  • Флажки разных цветов – какие? - …….(разноцветные)




"Расскажи историю". Ребёнок называет картинки, взрослый читает текст.



  


 Посуда

1.Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Произнесите некоторые названия: кастрюля, сковорода, чай­ник, тарелка, чашка, стакан, миска вилка, ложка, нож Предложите ребенку произ­нести их вместе с вами, а потом самостоятельно. Научите ребенка произносить слово посуда. Объясните ребенку, для чего нужна посуда.

2.Обратите внимание ребенка на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка. Научите произносить эти слова. 

 


3.Продолжайте пополнять глагольный словарь ребёнка. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов посуды; ребенок ловит мяч, говорит, для чего нужна эта посуда, и возвращает мяч вам.

Чайник. — Кипятить(греть) воду. Сковорода. — Жарить котлеты. Кастрюля. — Варить суп. Нож. — Резать овощи. Ложка. — Есть кашу.

4.  Рассмотрите с ребенком изображения посуды на кар­тинках. Пусть он показывает и называет их.

5.  Предложите ребенку рассказать об одном из предметов посуды, послушав ваш рассказ:

  Это чайник. Он синий, большой. У него есть носик, ручка, крышка. В чайнике кипятят воду.

6.   Прочитайте ребенку сказку К.Чуковского «Федорино горе». Выясните, понял ли малыш, почему посуда сбежала от Федоры, чем закончилась сказка.

1

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!» —

«Да, — промолвил медный таз,
Погляди-ка ты на нас: —
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку,
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
И к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре!
Горе!

6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдце сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Корней Чуковский

Мебель


1. Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома.

 Произнесите названия предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать,

диван, кресло, табуретка, полка

Предложите ребенку произнести их сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Отрабо­тайте с ребенком произношение слова мебель.

2.  Обратите внимание ребенка на некоторые детали мебе­ли: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца. Отработайте произ­ношение этих слов.

3.  Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна мебель, пополните глагольный словарь. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и назы­ваете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит, для чего эта мебель нужна, и возвращает мяч вам. Например:

Стул. — Сидеть. Кровать. — Спать. Диван. — Сидеть, спать, отдыхать. Шкаф. — Вешать одежду.

4.  Рассмотрите изображения мебели на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

6.  Предложите ребенку рассказать об одном из предметов мебели, предварительно послушав ваш рассказ:

 Это стул. Стул — это мебель. На стуле можно сидеть.

У стула есть сиденье, спинка, ножки.
                                        

 1) Знать и называть предметы мебели

 Кухонная мебель- стол, табуретка, буфет…;  мебель для гостиной- диван, кресло,  

 стенка, стул…; мебель для спальни- кровать, шкаф, комод, тумбочка;

 мебель для прихожей- прихожая…

 Знать, что диван, кресло- мягкая мебель

 

 2) Знать и называть части мебели

 Диван- сиденье, спинка, подлокотники

 Кресло- сиденье, спинка, подлокотники, 4 ножки (уже, чем диван)

 Стул- сиденье, спинка, 4 ножки

 Табуретка- сиденье, 4 ножки

 

 3)Образование родительного падежа множественного числа

 существительных «Один- много»

 Стол- много (чего?) столов                 стул________________

 Шкаф_________________                   диван_______________

 Кресло________________                   табуретка___________

 Кровать_______________                   тумбочка____________

 

 4) Упражнение «Посчитай мебель»

 Один стол- два стола- пять столов

 Также со словами: стул, шкаф, диван, кровать, табуретка, кресло

 

 5) Упражнение «Назови ласково»

 Стул- стульчик, стол_________________, шкаф________________

 Диван__________________, кровать_______________________

 

 6) Составить и записать рассказ- описание о мебели по плану

 1)Что это?

 2) Где стоит? (кухня, спальня….)

 3) Как она выглядит? (части мебели, цвет)

 4)Из какого материала изготовлена эта мебель?

 5)Для чего нужна эта мебель?

ТЕМА «СЕМЬЯ»


1.Уточните понятия: семья, родители, мама, папа, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат. Вспомните с ребёнком как зовут членов вашей семьи.

Рассмотрите семейные фотографии, обсудите их. Ответьте на вопросы:

- Кто ты маме? (сын, дочь)

- Кто ты бабушке?

- Кто старше: мама или бабушка (папа или дедушка)

2.Подберите прилагательные к словам:  мама (какая?)…..,  папа (какой?)….., бабушка (какая?),  дедушка (какой?)

3.Закончите предложения:

У каждого малыша есть……(мама). Каждый человек любит свою …..(маму). На свете очень трудно жить без …..(мамы). Я люблю гулять со своей ….. (мамой). Я горжусь своей…..(мамой).  На праздник 8 марта мы дарим цветы…..(маме).

Прочитайте стихотворение и побеседуйте с ребёнком о том, как нужно заботиться о маме (бабушке).

4. Елена Благинина «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

 

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

 

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

 

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!..                   

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

папа —папин(а),

бабушка — бабушкин (а),

дедушка — дедушкин (а),

дядя — дядин (а),

тетя — тетин (а).

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

 Дети — детки — деточки;

 семья — семейка;

 мама — маменька, мамулечка, матушка;

 папа _____________________________

 сын ______________________________

 дедушка __________________________

 бабушка __________________________

 дочь _____________________________

 внук _____________________________

 внучка ___________________________

 сестра ____________________________

 брат _____________________________

 

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один много кого(чего) »

 Семья — семьи — много (чего?) семей,

 ребенок — дети — детей,

 работа — работы — много работы (работ),

 мама — мамы — мам,

 папа ____________________

 дедушка _________________

 бабушка _________________

 сын _____________________

 дочь _____________________

 сестра ___________________

 брат ____________________

 внук ____________________

 цветок __________________

 подарок __________________

 праздник _________________

 

Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Марта

 

 Упражнение «Опиши, какая (какой), что делает?»

  Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая,  красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит,  стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

 бабушка — ... ;

 дедушка — ... ;

 папа — ... ;

 брат — ... ;

 сестра — ...  

  2)«Расскажи о семье по плану»

1)  сколько в семье человек;

2)  с кем живет ребенок (если неполная семья);

3)  как зовут родителей (имя, отчество);

4)  кем работают родители;

5)  сколько лет брату (сестре);

6)  в каком классе учится брат (сестра);

7)  какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая...).

 Рассказ записать в тетрадь.

 

 3)Беседа о семье

 Кто ты маме? (сын, дочь)

 Кто ты бабушке?

 Кто старше: мама или бабушка?

 Кто младше: папа или дедушка?

Сентябрь

 тема "Осень"


1.  Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года на­ступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопро­сы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

—   Какое сейчас время года?

—   Сейчас осень.

—  Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

—   На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.


2.  Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выде­лить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осен­ние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие

дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава

и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3.  Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

—   Какое сегодня небо?

—  Небо чистое и голубое.

—  А каким чаще бывает небо поздней осенью?

—  Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

—   Какие листья ты видишь на деревьях?

—  Листья красные, желтые, оранжевые.

—  А какими бывают деревья поздней осенью?

—  Поздней осенью деревья голые.

-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.

- Что произойдёт с травой поздней осенью?

- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

—  Что происходит с насекомыми поздней осенью?

—  Поздней осенью насекомые исчезают.

—  Посмотри на небо. Кого ты видишь?

—   Перелетные птицы летят в теплые края.

4.  Предложите ребенку разделить названия осенних меся­цев на слоги: сентябрь, октябрь, ноябрь.

5.  Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые, бордовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы,

6.   Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. —Березовые листья.

Клён.- Кленовые листья.

Рябина.-Рябиновые листья.

Июнь

В июне мы изучаем тему «Здравствуй лето. Полевые цветы».






Май

В мае мы изучаем тему «С днём рождения, Санкт-Петербург»

Лексические темы:

- Поздняя весна. Насекомые.

- День победы.

- Путешествие в прошлое Санкт-Петербурга.

- Транспорт. Виды транспорта.

 

Поздняя весна. Насекомые.



День победы

Путешествие в прошлое Санкт-Петербурга



Транспорт. Виды транспорта



Апрель

В апреле мы изучаем тему «Земля наш общий дом»

Лексические темы:

- «Книжкина неделя (все профессии важны)»;

- «Космическое путешествие»;

- «Земля и её обитатели (животные жарких и холодных стран»;

- «Мир природы, мир людей (школьные принадлежности)».


Тема «Книжкина неделя (все профессии важны)»

Задание 1. Какие профессии изображены на картинке?

Какие ещё профессии ты знаешь? Кем работают твои родители? Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?

Задание 2. «Один – много» (множественное число):

водитель – водители

врач — …

учитель — …

рабочий — …

пожарный — …

летчик — …

геолог — …

медсестра — …

буровик — …

повар — …

воспитатели — …

швея — …

капитан — …

водитель — …

Задание 3. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

повар – нет повара

клоун — …

милиционер — …

врач — …

строитель — …

сапожник — …

пожарный — …

рабочий — …

работа — …

труд — …

профессия — …

инструмент –

Задание 4. Посчитай:

Одина швея, две … три … четыре … пять…

Один продавец, два … три … четыре … пять …

Один врач, два… три… четыре… пять…

Тема «Космическое путешествие»


Задание 1. «Найди тень»

Задание 2. «Скажи наоборот»

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

Задание 3. «Сосчитай-ка»

Один   большой   метеорит, два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ... 

Задание 4. «Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Ещё вариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс. Теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился.

Тема «Земля и её обитатели (животные жарких и холодных стран»

Задание 1. Рассмотри картинку, назови животных жарких стран.

Задание 2.   «Подбери признак»: жираф (какой?) — ..., зебра (какая?) — ..., слоны (какие?) — ....

Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» (закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа).

В Африке живут ... (львы, тигры...). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров...) Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров...) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми...) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах, ...)

Задание 3. Прослушать стихотворение. Ответить на вопросы.

Про каких животных говорится в стихотворении? Где они живут? (В Африке, в наших лесах.)

Где обедал воробей

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил. (С. Маршак)

Задание 5. Рассмотри картинку, назови животных севера.

Задание 6. Кто у кого?
• У оленя – олененок – оленята
• У моржа - ………… - ……….
• У медведя - ………… - ………….
• У совы - ……………. - …………..

Задание 7. «Чья, чей, чьи?»

Предложите детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Задание 8. «Кто лишний и почему?»

Морж, тюлень, оленёнок, медведь.
Соболь, песец, белая сова, морж.
Тюлень, олень, пингвин, соболь.
Морж, моржиха, морс, моржонок.
Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.
Медведь, Север, песец, соболь.








Март

В марте мы изучаем тему «Весна красна».

Лексические темы:

- "Мамин праздник";

- "Весна в город к нам пришла";

- "Весна в лесу";

- "Неделя культуры детям".

Игры на тему "Мамин праздник"

1. Игра "Кем работает мама?" 

Предложите детям закончить предложения.

Моя мама учит детей, она ... (учительница).

Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).

Моя мама готовит еду, она ... (повариха).

Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).

Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).

Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).

Моя мама поёт, она... (певица).

Моя мама пишет картины, она... (художница).

Моя мама пишет книги, она... (писательница).


2. Игра "Скажи, какая?"

Подберите с ребёнком прилагательные:

Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д.

Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д.

Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.


3. Игра "1, 2, 5"

Согласование существительных с числительными:

Одна мама, две мамы, пять мам.

Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек.

Одна сестра, две сестры, пять сестер.

Одна учительница, две учительницы, пять учительниц.

Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.


4. Игра "Что делает мама".

Словообразование (приставочные глаголы):

Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит.

Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает.

Шьет – пришьет, вышьет, зашьет.

Лечит- полечит, залечит, вылечит.

Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д.


Игры на тему "Весна в город к нам пришла"

1. «Продолжи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)


2.«Подбираем предметы к действиям и наоборот»


Пришла – весна


Светит – …


Плывут - …


Тает – …


Бегут – …


Поют – …


Просыпаются - …


Набухают – …


Расцветают - …


Весна – наступила, пришла…


Солнце - …


Облака - … И т. д.

3. Рассмотрите с ребёнком картинку, попросите назвать его признаки весны.


Игры на тему "Весна в лесу"

1. Назвать весенние месяцы.
Попросите ребёнка назвать весенние месяцы, какое время года идёт перед весной, какое время года настанет после весны?
2. Рассмотрите с ребёнком картинку, попросите малыша рассказать, что происходит весной в лесу.


3. «Подбирай, называй, запоминай».


Весна (какая?) – ранняя, тёплая, ….

Солнце (какое?) — …..

Почки (какие?) — …..

Листья (какие?) — ….

Солнце весной (что делает?) — ….

Почки на деревьях (что делают?) ….

Снег весной (что делает?) ……



Февраль

В феврале мы изучаем тему «Прощай, Зимушка-зима!».

Лексические темы:

- "Мир зимы";

- "В мире животных";

- "Мир удивительных предметов";

- "Папин праздник".

Игры на тему "Неделя культуры детям"


Игры на тему "Мир зимы"

1. Пальчиковая гимнастика


«Снежок».

Раз, два, три, четыре                      (загибают пальчики, начиная с большого),

Мы с тобой снежок лепили          («лепят», меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий,   (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)  очень гладкий,

И совсем - совсем  не сладкий(грозят пальчиком).

Раз – подбросим                        (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).

Два – поймаем                           (приседают, ловят воображаемых снежок).

Три – уроним                              (встают, роняют воображаемый снежок).

И…сломаем                               (топают).


2. Составьте с ребёнком рассказ "Зима уходит" по серии сюжетных картинок.


  1. Игры на тему "В мире животных"

  2. 1. Игра «Кто у кого?»

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата). У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата). У ежихи  - … (ежонок, ежата).

У волчицы  - … (волчонок, волчата). У белки  - … (бельчонок, бельчата).


  1. 2. Игра "Назови семью"

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).


3. Упражнение "Расскажи-ка"

По предложенной ниже схеме, составьте вместе с ребёнком рассказы о животных.



Игры на тему "Мир удивительных предметов"
1. Рассмотрите с ребёнком картинку, попросите его назвать электроприборы. Предложите ребёнку ответить на вопрос: Какая картинка лишняя? Почему?

  1. 2. Игра Один – много»

Холодильник – холодильники, плита – плиты, фен – фены,

Чайник - чайники, кофеварка – кофеварки, пылесос – пылесосы и т.д.


  1. 3. Игра "Расскажи для чего?"

- Расскажи, для чего нужен холодильник?

Стиральная машина, утюг, кофеварка, плита? и пр.


4. Игра "Закончи предложение"

Мама стирает белье в ... (стиральная машина).


Папа чистит ковер ... (пылесос).


Дочь гладит одежду ... (утюг).


Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).


Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).


Даша готовит обед на ... (плита).


Антон разговаривает с другом по ... (телефон).


Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).


Вера читает книгу под настенной ... (лампа).


Игры на тему "Папин праздник"


  1. 1. Игра «Скажи ласково».

Самолет – самолетик; вертолет - …; пистолет - …; солдат - …; лодка - …; фуражка - …; пушка - …;моряк - … .      

  1. 2. Игра «Скажи много».

Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …;

быстрая ракета - …; боевой корабль - ….; военный самолет - …; пограничная полоса - … .

  1. 3. Игра «Скажи наоборот». Далеко – близко; высоко - …;

легко…; медленно - …; криво - …; чисто - …; тонко - … .   


  1. 4. Пересказ рассказа «Защитники Отечества».

Двадцать третье февраля – День защитника Отечества. Защитники Отечества – это моряки, танкисты, летчики, десантники, артиллеристы. Люди военных профессий охраняют и защищают нашу Родину. Они смелые отважные, храбрые, решительные. Летчики летают на военных самолетах, танкисты служат на танках, моряки охраняют границу с моря. Мы гордимся нашими защитниками!

       5. Найди ошибки художника.


ЯНВАРЬ

В январе мы изучаем тему «Народная культура и традиции».

Лексические темы:

- «Народные обычаи и традиции»;

- «Народные промыслы»;

- «Устное народное творчество».

Тема «Народные обычаи и традиции»

Задание 1: Звуковой анализ слова ЗИМА, МОРОЗ.

Задание 2: Игра «Скажи, чей?» (бабушкин шарф, мамин пирог, кофта брата).

Задание 3: «Найди на картинке предметы, в названии которых есть звук О».


Задание 4: «Что лишнее?» (игра на развитие зрительного внимания и логического мышления).


Задание 5: «Верно - неверно» (в январе цветут ромашки (неверно); в январь – второй месяц зимы (верно); в январе – праздник Рождество (верно) и т.д).

Тема «Народные промыслы»

Задание 1: «Где спрятались игрушки?» (составление предложений по сюжетной картине с предлогами в, под, на, за, над).


Задание 2: игра «Найди одинаковые» (игра на развитие зрительного внимания).   

Задание 3: игра «Небылицы».



Задание 4: Склонение по падежам слова «матрёшка».

Тема «Устное народное творчество»

Задание 1: Игра «Волшебный мешочек».

Цель игры:

-развивать у ребенка тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам;

-развивать тактильную чувствительность;

-научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.

Ход игры:

1. "Угадайка" - ребенок засовывает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитать помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы о предмете.Например: он круглый? гладкий? большой? маленький? Если ребенок называет предмет, то его достают из мешочки и смотрят.

2."Найди предмет" Дети уже знают, какие предметы в мешочке. Воспитать называет предмет, ребенок должен его найти его, не смотря в мешочек

3."Назови фигуру" Положить в мешочек детали конструктора или геометрические фигуры. Ребенок, вытаскивая должен назвать геометрические фигуры.

Задание 2: Игра «Поймай звук Э».


ДЕКАБРЬ

Тема «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Задание 1: «Расскажи, почему…» (на картинке зима, потому что на ней есть снег, дети катаются на санках и коньках, заяц поменял серую шубу на белую и т.д.). 



Задание 2: «Скажи ласково» (Снеговик – снеговичок, мороз – морозец, санки – саночки, лёд - ледок, снег - снежок, ).

Задание 3: «Один – много» (Снежинка – снежинки, комок – комки, снеговик – снеговики, сосулька - сосульки, шапка - шапки, шуба - шубы).

Задание 4: «Что лишнее?» (попросите ребёнка найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя).


Задание 5: Графическое задание: «Раскрась ёлочку».

Тема «Зимние забавы»

Задание 1: «Зимние развлечения» (рассказать по сюжетной картине, кто чем занимается: девочка катается с горки на санках, мальчик играет в хоккей на катке и т.д.).

Задание 2: «Скажи наоборот»

«Снег черный. –Нет, снег белый.»

«Снеговик горячий. –Нет, снеговик холодный.»

«Медведь ест малину зимой. –Нет, медведь зимой впадает в спячку.»

«На катке катаются на лыжах. –Нет, на катке катаются на коньках.»

«Зимой заяц ходит в рыжей шубке. –Нет, …в белой.»

«Зимой идет дождь. –Нет, …. снег.» и так далее.

Задание 3: «Зима и лето» (рассмотрите с ребёнком картинки и сравните их: чем отличаются зима и лето (погода, одежда, развлечения, праздники и т.п.).

Задание 4: Графическое задание «Обведи по контуру».

Тема «Зимние истории»

Задание 1: «Поймай звук» (игра на развитие речевого слуха – различать звук «О», выделять его из ряда звуков. Взрослый произносит ряд звуков, задача ребёнка, услышав звук О, хлопнуть в ладоши): О, А, И, О, У, Э, О, Ы, И, А, О, У, О.

Задание 2: «Снеговик» (склонение слова «снеговик» по падежам).

И. Во дворе есть... (снеговик)

Р. В доме нет... (снеговика)

Д. Надели шарф... (снеговику)

В. Мы слепили кого?.. (снеговика)

Т. Маме хвастаемся кем?.. (снеговиком)

П. Напишем сказку о ... (снеговике)

Задание 3: «Какой? Какая? Какое? Какие?» (Рыхлый снег, белая снежинка, холодное мороженое, быстрые лыжи и т.п.).

Задание 4: «Мы во двор пришли гулять» (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.      

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,        

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,        

Проводим указательным пальцем правой руки  по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой  

И снежками мы кидались        

имитируем движения по тексту                                

Все в снегу домой пришли.      

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Тема «Новогодний праздник»

Задание 1: «Слова» (определение места звука О в словах: в начале слова, в середине, в конце).

Задание 2: «Жадина». Взрослый называет слова, задача ребёнка повторить слово с местоимением "мой" (Подарок - мой подарок. Гирлянда -  моя гирлянда; мое стихотворение, мои снежинки и т.д.).

Задание 3: «Найди отличия» (игра на развитие зрительного внимания).

Задание 4: Отгадывание загадок на тему.

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке —

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь — вода в руке?

(Снежинка)

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосулька)

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Катят всадника шутя,

Кверху загнуты носа.

(Лыжи)

Посмотри-ка: это кто

На морозе без пальто?

Нос оранжевый замёрз,

А ему смешно до слёз!

(Снеговик)

Едва повеяло зимой,

Они всегда уже с тобой,

Лежат в твоих карманчиках,

Помогут согреть пальчики.

(Варежки)



НОЯБРЬ 

Тема «Я и моя семья»

Задание 1: Назови ласково (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);

Задание 2: Посмотри на картинку, расскажи, что ты видишь на ней;

Задание 3: Подбери словечко (мама какая?.. папа какой?..);

Задание 4:  «Чей? Чья? Чьё?»

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапогиСапоги чьи? (мамины);

Задание 5: «Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

Тема «Домашние питомцы».

Задание 1: Подбери словечко (Кот какой? Собака какая? Кролик какой? Хомяк какой?).

Задание 2: Один - много (один кот - много…, одна собака - много…, один кролик - много…, один хомяк - много…).

Задание 3: Скажи ласково (кот- котик, собака …, хомяк …).

Задание 4: Найди детёныша (у кошки кто? (котята); у собаки кто?.. у кролика кто?.. у хомяка кто?..)

Задание 5: посмотри на картинку, расскажи, кто это? Какого он размера? Какого цвета? Где он живет? Чем питается?




Тема «Дом, в котором я живу».

Задание 1: скажи наоборот (большой - маленький, высокий - ..., широкий - …, светлый - …).

Задание 2: подбери словечко (я строю - ты строишь, я живу - ты…, я чиню - ты…, я смотрю (в окно) - ты…).

Задание 3: игра «Небылицы»: посмотри на картинку, что художник нарисовал неправильно?

Задание 5: обведи домик по контуру, раскрась его.


Октябрь

Лексическая тема: «Бабушкин двор»
Задание 1: Назови ласково (лист-листочек, гриб-грибочек, лес - лесок).
Задание 2: «Один – много» (лист-листья, гриб-грибы, жёлудь-жёлуди, дождь-дожди, лужа-лужи).
Задание 3: «Угадай лист» (учитель- логопед показывает детям силуэт листа, задача детей – отгадать с какого дерева этот лист).
Задание 4: «Путаница» (стихотворение «Путаница» К.И. Чуковского).
Задание 5: «Что пропало, что добавилось?».

Лексическая тема: «Осень в город к нам пришла»
Задание 1: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа (падает – падают, шелестит – шелестят).
Задание 2: Развитие зрительной памяти: игра «Разложи листья в правильном порядке».
Задание 3: Развитие умения описывать предмет по схеме: что это - цвет - форма - вкус.
Задание 4: Практическое употребление предлогов на, у, за, под в составе простого предложения.
Задание 5: Графическое задание «Обведи по контуру осенний лист».

Лексическая тема: «Дары осени»
Задание 1: Работа над темпом и ритмом речи: игра «Повтори за мной».
Задание 2: Согласование существительных с местоимениями в роде, числе (мой листок, моя шапка, мой шарф).
Задание 3: Работа над голосом: Произнесение звуков, сочетаний звуков, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок (как шумит ветер (уу), как говорит сова (у-у у-у), как кричат в лесу (ау)).
Задание 4: Развитие слухового внимания: игра «Что лишнее».
Задание 5: Развитие мелкой моторики пальцев рук: нанизывание пуговиц на проволоку.

Лексическая тема: «Осень в лесу»
Задание 1: игра «Чей, чья, чьё?» (лисий хвост, заячьи уши, волчий нос).
Задание 2: составь рассказ по сюжетной картинке (сюжетная картина на тему осень).
Задание 3: игра «Я скажу, а ты - запомни» (учитель-логопед произносит три слова на тему осень (лист, гриб, лужа), задача ребёнка запомнить слова и произнести в правильной последовательности).
Задание 4: игра «Чудесный мешочек».
Задание 5: графическая игра «Пройди по дорожке».

Комментариев нет:

Отправить комментарий