Советы логопеда

Упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнения Дудочка и Заборчик 

Упражнения Часики и Блинчик

Дидактические игры и упражнения

по развитию связной речи

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно.

№1 Назови как можно больше предметов

Цель: Упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход.

Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Взрослый следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

№2 Разноцветный сундучок

Цель: Упражнять  детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: Шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Взрослый:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

№ 3 Скажи, какой?

Цель: Упражнять  детей выделять признаки предмета.

Материал: Коробочка, кубик, мячик, ложка, тетрадка и т.д)

Ход: Взрослый(либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?»

№4 «Садовник и цветы»

Цель: Закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Материал: Картинки с изображением фруктов, ягод, цветов, зверей и т.д

Ход: Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

№5 «Кто больше действий назовёт»

Цель: Упражнять активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

№6 «Козлята и волк»

Цель: Упражнять детей  заканчивать сказку по её началу.

Материал: Атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход: Взрослый рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Взрослый: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Взрослый: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Взрослый: потом они стали…

И т.д.

№7 «Разбуди кота»

Цель: Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал: Элементы костюма животных (шапочка)

Ход:  Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

№8  «Ветерок»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход:  Дети встают в круг. Взрослый произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения


№9 «Прятки»

Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал: Мелкие игрушки.

Ход: Изготовленные заранее игрушки взрослый прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

№10 «Почтальон принёс открытку»

Цель: Упражнять  детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал: Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход: Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Взрослый: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Взрослый: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

№11 Закончи фразу.

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

ХодВзрослый предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели).

А возле этой елки бродили злые ... (волки).

Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица).

Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)».

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили).

Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок).

Как у нашей дочки розовые ... (щечки).

Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи).
















Тема: ЗИМА

1.    Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточ­нить последовательность смены времен года.

2.   Какое время года сейчас? Назови предшествующее зиме и последующее за зимой вре­мя года. Какие изменения произошли зимой в природе?

3. Познакомить ребенка с названиями зимних месяцев.



4. Рассмотри картинку. Составь рассказ о том, какие изменения произошли в природе зимой.

5.  Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой холодные.

Летом небо светлое, а зимой ....

Летом день длинный, а зимой ....

Летом солнце яркое, а зимой ....

Весной лед на реке тонкий, а зимой ....

Снег мягкий, а лед ....

Одни сосульки длинные, а другие ...

6.   Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

7.   Объясни значение слов «снегопад, гололёд». Придумай предложения с этими словами.

8.   Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлече­ний на улице.

9. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).

Зима (какая?) холодная, снежная, морозная, долгая

Снег (какой?) .... Снежинки (какие?) .... 

Лед (какой?)....  Погода (какая?) ....

Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) ....

Мороз (что делает?) ... .

Дети на зимней прогулке (что делают?) ....

Метель (что делает?) ....

Дары осени









Тема: ЦВЕТЫ

1.    Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоз­дика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2.   Упражнение «Собери букет». Подбери каждому букету подходящий цветок (садовые цветы, первоцветы, полевые цветы).

 

3.  Упражнение «Назови ласково». Стебель стебелек.

Подснежник ...                         Корень ...                                    Василек ...

Лист ...                                       Гвоздика ...                                Лепесток ...

Тюльпан ...                                Цветок ...                                    Ромашка ...

4.  Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) растут, цветут, вянут ...

Из садовой лейки цветы (что делают?) ... 

Удобрениями садовые цветы (что делают?) ... 

Выращенные цветы ножом (что делают?) ... 

В букеты цветы (что делают?) ... 

Цветами люди (что делают?) ...

5. Рассказать ребенку, что не все цветы мож­но рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

6. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).


7. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

8. Упражнение «Посчитай». Мальвина собрала красивый букет. Посчитай цветы в её букете. Образец: один тюльпан, два тюльпана, …). Каких цветов больше? Каких меньше?


9. Посмотри, какие ещё цветы растут в саду у Мальвины.


10. Ночью поднялся сильный ветер, и цветы потеряли по лепестку. Пройди по линиям, чтобы узнать, где находится лепесток.

11. Рассмотри цветы на картинках. Найди лишний цветок на каждой картинке, объясни свой выбор.


Найди тень каждого цветка

12. Рассмотри картинку. Что на ней изображено? Назови первые звуки в словах: сад, клумба, цветы, дом, скамейка, дерево. Вспомни, какие цветы растут в саду в клумбах? Назови последние звуки в словах: роза, тюльпан, нарцисс, пион, фиалка, гладиолус.



Тема: РЫБЫ

1. Рассмотрите с ребёнком изображение рыбы, назовите части тела рыбы, затем попросите ребёнка назвать части тела самостоятельно.  


2. Объяснить ребенку понятия хищные, мирные и аквариумные рыбы. Рассказать, чем питаются хищные рыбы (мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками), мирные рыбы (личинками насеко­мых, насекомыми, водорослями), аквариумные рыбы (специальным кормом). 

3. Упражнение «Назови ласково». Образец: сельдь селедочка.

Окунь ...                                                 Ерш ...

Щука ...                                                  Сом ...

4. Рассмотрите с ребёнком аквариумных рыбок, назовите их.

5. Упражнение «Рассмотри и расскажи». Рассмотри аквариум и ответь на вопросы.
Образец: Где гуппи? (Гуппи подплывает к кормушке.)

Где золотая рыбка?                                            Где скалярия?

Откуда выплывает меченосец?                          Откуда выплывает сомик?

Где ползет улитка?                                             Где в аквариуме песок?

6. Упражнение «Рассмотри, назови, посчитай» (осетр, меченосец, сельдь, карп). Рассмотри и сосчитай рыб (например: четыре меченосца, один карп и т.д.).
.

7. Упражнение «Подбери слова». Послушай рассказ. Вставь пропущенные слова-кар­тинки (текст читает взрослый).

8. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о рыбах по предложенному наглядному плану.


9. Внимательно рассмотри картинки. Послушай начало рассказа про рыболова Ваню и продолжи его.

Летом Ваня отдыхал в деревнеНедалеко протекала речкаВ ней водилось много сомов, щук, окуней, ершей...

10. Упражнение «Вопросы — ответы». Взрослый задаёт вопросы, ребёнок отвечает на них.

Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.


11. Найди лишнее в каждой строчке, объясни свой выбор.

12. Рассмотри картинки, найди 5 отличий между ними.

Тема: ЗООПАРК

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями животных. Рассказать, какие животные обитают в жарких странах и на севере. Закрепить в слова­ре обобщающие понятия «животные жарких стран», «животные севера»


2. Покажи части тела животных (грива, бивни, ласты, хобот...).

3.   Объяснить ребенку понятие «хищные животные». Рассказать, чем питаются хищные животные (морж, тигр, белый медведь, лев). Объяснить ребенку понятие «травоядные животные». Рассказать, чем питаются травоядные животные (зебра, слон, жираф, кен­гуру, обезьяна). 

4.  Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят человеку одомашненные виды слонов, северных оленей.

5.   Упражнение «Папа, мама, детеныши». Рассмотри детенышей животных. Назови папумаму и детеныша по образцу. Образец: слон, слониха, слоненок, слонята.

6. Упражнение «Подбери признак, подбери действие». Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков, слов-действий).

Слон (какой?) огромный, тяжелый, сильный, умный, выносливый ... Слон (что делает?) ходит, бегает, ищет корм, поднимает, перевозит (гру­зы), купается, защищает (детенышей), трубит ...

7.  Упражнение «Считай и называй». Посчитай животных зоопарка по образцу: два жирафа, пять оленей.

8.  Упражнение «Скажи одним словом».

У слона толстые ноги, поэтому его называют толстоногим

У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют.... 

У обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют .... 

У жирафа длинная шея, поэтому его называют .... 

У слона большие уши, поэтому его называют .... 

У моржа длинные усы, поэтому его называют ....

9. Упражнение «Нелепицы». Послушай предложения. Исправь допущенные ошибки.

Лев охотится за тюленями.

Тюлень питается бананами.

У обезьяны в сумке на животе сидит детеныш.

Жираф царь зверей.

Зебра самое большое сухопутное животное на земле.

10. Упражнение «Четвертый лишний». Послушай слова. Выдели лишнее слово и объяснипочему оно лишнее.

Зебра, северный олень, морж, тюлень 

Кенгуру, обезьяна, белый медведь, зебра

Зебра, лев, жираф, слон.

11. Упражнение «Расскажи-ка». Рассмотри схему. Составь сравнительные рассказы о
льве и северном олене; о зебре и о белом медведе по образцу.

Образец: Северный олень животное севера, а лев животное юга. Север­ный олень и лев крупные животные. У оленя на голове рога, а у льва густая грива. У оленя и льва шерсть короткая. У оленя короткий хвост, а у льва длинный хвост с кисточкой. У оленя на ногах копыта, а у льва лапы с острыми когтями. Олень травоядное животное. Он питается мхом, корой деревьев. Лев хищное живот­ное. Он питается мясом других животных. Льва называют царем зверей.



Тема: ИНСТРУМЕНТЫ

(рекомендации на период с 27.04 по 30.04)

1.    Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями инструмен­тов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «инструменты».

2.   Соедини желтыми линиями музыкальные инструменты с музыкантом, зелеными сельскохозяйственные инструменты с крестьянином, а красными плотницкие инструменты с плотником (или назови, кому какой нужен инструмент по образцу: "Арфа нужна музыканту".

3. По картинкам составь словосочетания со словами новый, новая, новое по образцу. Образец: новая балалайка, новый молоток, новые грабли.

4.  Упражнение «Назови ласково». Назови ласково инструменты.

Грабли грабельки                             Топор ...                               Дудка ...

Скрипка ...                                          Лопата ...                             Молоток ...

5.  Упражнение «Подбери действия»: Назови как можно больше слов-действий. Обра­зец: Пилой (что делают?) пилят, отпиливают, распиливают.

Отверткой (что делают?) ...                            Лопатой (что делают?) ...

Косой (что делают?) ...                                    Топором (что делают?) ...

Граблями (что делают?) ...                              Молотком (что делают?) ...

6.  Упражнение «Музыканты». Музыканты играют на музыкальных инструментах. Назови каждого музыканта по образцу. Образец: Медвежонок играет на гармошке. Он
гармонист.
 
   
7Упражнение «Где лежат? Откуда возьмем?» Папа попросил Ваню принести ему из мастерской инструменты. Посмотри на картинки. Составь предложения с парами пред­логов на с (со), под из-под, за из-за, используя схемы. Образец: Рубанок лежит на столе. Ваня взял его со стола.
   

8. Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ. Какие инструменты и как использовал мальчик в работе?

  

Тема: ТРАНСПОРТ

(рекомендации на период с 20.04 по 24.04)

1.    Рассмотреть вместе с ребенком картинки.  Познакомить его с названиями различного
транспорта и попросить показать по картинкам следующие части: колеса, фары, сиденье, весла, кузов... Закрепить в словаре обобщающее понятие «транспорт».

2.   Познакомить ребенка с видами транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.

3.   Рассказать ребенку о профессиях людей, которые управляют различными видами транс­порта (пилот, шофер, машинист, капитан, водитель и т.д.).

4.   Познакомить ребенка с многозначными словами. Объяснить разницу в значениях этих
слов.
 

Упражнение «Назови одним словом»: Закончи предложения.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) ... (двухколесный).
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)....
Если у машины четыре колеса, она (какая?).... 
Если у лодки четыре весла, она (какая?).... (четырехвесельная)

7. Упражнение «Считай и называй»: Сосчитай (запиши в кружки или отметь точками количество) и назови транспорт. (Три самолета. И т.д.).

9.  Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Поезд длинный, а автобус ....

Самолет быстрый, а пароход .... 

Трамвай тяжелый, а велосипед ....

10.  Рассмотри и назови части транспорта. Про какой предмет можно сказать: «новый»,
«новая», «новое»? Упражнение «Из чего какой»: Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) .... 

Сиденье, обшитое кожей (какое?) .... 

Колесо из резины (какое?) ....


Упражнение «Расскажи-ка»: Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай помо­жем ему доехать. Рассмотри план подтекстом и дополни рассказ взрослого нужными сло­вами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?*

Из дома Ваня (что сделал?) ... {вышел), речку по мостику он ... (перешел) и дальше ... (пошел). Ваня к дороге ... (подошел), на (мотоцикл) сел и ... (по­ехал). По дороге ехал, в горку... (въехал), с горки ... (съехал), озеро... (объе­хал), кочку... (переехал), и на железнодорожный вокзал ... (приехал). На (по­езд) Ваня сел и ... (поехал). В город ... (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней ... (подошел). Ваня в... (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэро­порту сел на... (самолет) и ... (полетел). Лес он (пролетел), горы ... (переле­тел), летел, летел и... (прилетел). Из... (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт... (пришел). Сел он на... (катер) и от берега... (отплыл). К пляжу он ... (приплыл) и стал отдыхать.

* Примечание: Перед началом рассказа рассмотреть наглядный план. Дополняя рас­сказ, ребенок должен самостоятельно выбирать наиболее скоростные виды транс­порта.


Упражнение «Обведи по контуру». 
Предложите ребёнку аккуратно обвести по точкам транспорт и назвать ласково (например,
машина - машинка).

Тема: МЕБЕЛЬ

(рекомендации на период с 13.04 по 17.04)

       
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями предметов мебели и попросить показать следующие части: ножки, сиденья, подлокотники, ручки, дверцы,
спинки, ящики, столешницы, полки. Закрепить в словаре обобщающее понятие «мебель».

2.   Попросить ребенка назвать мебель для кухни, спальни, гостиной, кабинета.


3. Познакомить ребенка с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).

4. Рассказать ребенку о том, кто изготавливает и ремонтирует мебель. Упражнение «Рассмотри и назови»: Рассмотри рисунок. Назови изображенные предметы. Обведи цвет­ными карандашами предметы, которыми пользуется столяр, ремонтируя мебель.


В мастерскую к столяру люди несли сломанную мебель. Столяр ремонтировал мебель, и она возвращалась к своим хозяевам. Когда столяра не было в мастерской, мебель разговаривала между собой.

5. Упражнение «Что без чего?». Закончи предложения, изменив слова по образцу (взрослый зачитывает предложение, ребёнок повторят его, исправляя ошибки):


6. Упражнение «Из чего какой?»: А табуретка вспомнила, что когда она была новой,
все обращали внимание на ее красивые блестящие металлические ножки. Закончи предложения.

Ножки табуретки из металла. Они (какие?).... Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?).... Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?).... Столешница стола из дерева. Она (какая?).... Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)....

7.  Упражнение «Назови ласково»: Книжной полке похвастаться было нечем. Но она
вспомнила, что хозяева часто называли ее ласково полочкой. Назови ласково и дру­гую мебель.

Полка полочка                               Стул ....                             Шкаф ....

Кресло ....                                       Стол ....                             Кровать ....

8. Упражнение «Расскажи-ка»: Послушай рассказ. Перескажи его по картинкам.

Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет слу­жить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерс­кой Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном привезли стол домой, то Ваня пообещал, что больше никогда не будет портить мебель.

     
  

Тема: ВЕСНА

(рекомендации на период с 1.04 по 10.04)

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить и назвать времена года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее весне и последующее за весной время года. Понаблюдать вместе с ребенком за весенними изменениями в природе.

 

2. Познакомить ребенка с названиями весенних месяцев.


3. Рассмотри картинки с изображениями зимы и весны. Назови приметы этих времен года. Сравни их между собой по образцу: Зимой солнце тусклое, а весной яркое.


4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-признаков; слов-действий.

а)  Весна (какая?) ранняя, теплая, долгожданная.
Солнце (какое?) ....
Почки (какие?) .... Листья (какие?) ....

бСолнце весной (что делает?) греетприпекаетласкаетсогревает.
Листья на деревьях (что делают?) ....                 Ручьи (что делают?) ....



5. Рассмотри картинки. Объясни значение сло­ва «ледоход». Прого­вори это слово по сло­гам.

6.  Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Зимой снег чистый, а весной ....             Зимой солнце тусклое, а весной ....

Зимой дни холодные, а весной ....       Зимой погода часто пасмурная, а весной ....

7.  Упражнение «Увидели, не увидели»: Таня и Ваня гуляли в парке. Нарисуй в таблицу
предметы, которые они там увидели. Закончи предложения по образцу. (Дети увиде­ли три скворечника, а не заметили пять скворечников).
   Примечание. Взрослый чертит не листе бумаги примерную таблицу. При выполнении задания ребёнком рекомендуется использовать цветные карандаши.

8.   Назови цветы, которые весной появляются пер­выми. Как, ты думаешь, почему их называют первоцветами?


     9.   Рассказать ребенку, для кого делают сквореч­ники, как и из чего их делают.

    10. Упражнение «Прятки»:

Какие предметы спрятаны на картинке? Назови их. Как люди ис­пользуют весной эти пред­меты?

11 Упражнение «Назови ласково»: Назови каждый предмет из предыдущего упражне­ния ласково.


12.   Упражнение «Нелепицы»: Рассмотри картинку. Скажи, чего не бывает весной.


13.        Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями перелетных птиц
(грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют
перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».

14.   Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв,
хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц
?




Упражнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз. За одно занятие выполнять по 3-4 упражнения.
Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
Упражнения Дудочка и Заборчик
Упражнения Окошко и Чистим зубы
Упражнения Часики и Блинчик
Упражнения Месим тесто и Чашечка
Упражнения Маляр и Грибочек
Упражнение Киска и Поймай мышку
Упражнения Орешки и Качели
Упражнения Варенье и Шарик
Упражнения Гармошка и Барабанчик

Упражнения по зрительной гимнастике
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые приходится основная нагрузка.
Зрительная гимнастика используется:
∙ для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
∙ для укрепления мышц глаз
∙ для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч, (Посмотреть влево- вправо)
Ты куда помчался вскачь? (Посмотреть вниз - вверх)
Красный, синий, голубой, (Круговые движения глазами)
Не угнаться за тобой (Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз).
«Овощи»
Ослик ходит выбирает, 
Что сначала съесть не знает (Обвести глазами круг).
Наверху созрела слива, (Посмотреть вверх)
А внизу растет крапива, (Посмотреть вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (Посмотреть влево- вправо)
Слева – тыква, справа – клюква, (Влево - вправо)
Снизу – свежая трава, (Посмотреть вниз)
Сверху – сочная ботва (Посмотреть вверх).
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз).
«Бабочка»
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее),
И вдруг проснулся (Поморгать глазами),
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Взвился вверх и полетел (Руки согнуты в стороны - выдох).
«Солнышко»
Солнышко с тучками в прятки играло (Закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки-летучки считало (Глазки вправо, глазки влево)
Серые тучки, черные тучки 
Легких - две штучки (Глаза вверх)
Тяжелых - три штучки (Глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало (Закрыть глаза ладонями),
Солнце на небе вовсю засияло (Широко открыть глаза).
«Волшебный сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Речевые игры с детьми

«Угадай слово»
Цель: развивать словарь существительных и глаголов.
Ход игры.
Взрослый предлагает ребёнку по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:
Большой, ревёт, любит мёд (медведь)
Рыжая, хитрая, крадётся (лиса)
Яркое, светит, греет (солнце)
Летает, поёт, клюёт (птица) и т. д.
Затем взрослый и ребёнок меняются местами, то есть ребёнок придумывает загадку, взрослый отгадывает.
«Что это? Кто это?»
Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч ребёнку, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:
Рыба – щука
Птица – ласточка
Зверь – заяц
Цветок – ромашка
Ягода – клубника
Дерево – сосна
Одежда – брюки
Мебель – кресло
Посуда – тарелка
Овощи – помидор
Фрукты – апельсин и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).
Ход игры.
Взрослый произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным. Взрослый может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою у низкого дерева.
Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.
У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.
Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.
Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.
Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.
Я из парка вышел. – Я в парк пришел.
Я люблю зиму. – А я люблю лето.
Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.
«Что лишнее?»
Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.
Ход игры.
Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.
Взрослый называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.
Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)
«Кто как передвигается?»
Цель: активизировать словарь детей.
Ход игры.
Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.
- Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?
«Что каким бывает?»
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
Ход игры.
Взрослый предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым??


Игровые упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:
1) Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
2) Перебирать крупы;
3) Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
4) Штриховать, обводить по контуру, по трафаретам;
5) Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
6) Плести из бисера;
7) Лепить из пластилина, теста;
8) Играть с глиной, мокрым песком;
9) Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
10) Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;
11) Собирать, перебирать ягоды;
12)Маленьких детей учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т.д.

Игры и упражнения  

1.     Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
2.     Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.
3.  Называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро "выбрасывает" соответствующее количество пальцев.
4.     «Обведи по контуру». Попросите ребенка как можно аккуратнее обвести контур рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.
5.     Игра "Гребешок". Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.
6.   Игра "Лесенка". Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.
7.     Игра "Камень, ножницы, бумага". Играете вместе с ребенком. В такт словам "камень, ножницы, бумага" встряхиваете сжатыми в кулак руками. То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий